МЧС разделило паводкоопасные регионы по степени риска
Основными причинами подтоплений послужили зарастание и заиление русел рек, отсутствие дренажно-арычных систем, строительство домов в водоохранных полосах – компетенция МИО.
Факты строительства объектов
на водоохранных полосах уже предопределяют
их подверженность к подтоплениям.
Вызывает особое опасение состояние гидротехнических сооружений, где необходимо уделить внимание вопросам создания свободных объемов в водохранилищах, без этого невозможно регулировать безопасный уровень рек - компетенция Комитета по водным ресурсам
Министерством экологии не завершена реконструкция, поврежденного в 2021 году Капчагайского водохранилища в Туркестанской области.
Требует решения проблема ремонта плотины №87 на канале имени К.Сатпаева в Павлодарской области.
Сложная ситуация складывается
на Шардаринском водохранилище и Коксарайском контррегуляторе, где от неправильного регулирования воды уже накоплено 4,9 млрд. кубометров воды, что на 2,2 млрд. кубометров больше чем в прошлом году.
Министерству экологии направлена рекомендация о создании межведомственной рабочей группы для контроля за ходом накопления воды в Шардаринском водохранилище и Коксарайском контррегуляторе.
В целях оперативного реагирования на возможные осложнения паводковой обстановки сформирована группировка сил и средств в количестве свыше 35 тыс. человек, порядка 11 тыс. ед. техники, 12 ед. воздушных судов Казавиаспас, более 650 плавательных средств и свыше 3-х тыс. мотопомп.
Степень готовности регионов к паводкам будет проверена в ходе Республиканского командно-штабного учения «Көктем-2023» со штабом управлением в г. Караганда
На сегодняшний день не начаты работы
по реализации 22-х мероприятий Дорожной карты противопаводковых мероприятий на 2021-2023 годы в Туркестанской области, в Северо-Казахстанской области, в Актюбинской области
Акиматами городов Астана
и Шымкент, Западно-Казахстанской, Павлодарской, Туркестанской областей не достигнуты запланированные показатели уровня защиты населения от наводнений, талых и дождевых вод.
Игнорирование заблаговременных превентивных мер повлекут за собой выделение дополнительных средств на ликвидацию последствий паводка.
На сегодня говорить о полной готовности
к паводковой ситуации пока не приходится
Свою эффективность показало включение индикатора уровня защиты населения от наводнения талых и дождевых вод в Планы развития регионов
(по инициативе МЧС) и реализация Дорожной карты противопаводковых мероприятий на 2021-2023 годы
Принятые меры позволили снять угрозу с 213-ти населенных пунктов и минимизировать для 580-ти,
где проживает более 550-ти тысяч человек.
Как показал опыт прошлых лет в предотвращении угроз подтопления населенных пунктов большое значение имеет своевременный вывоз снега, наличие водооткачивающих средств и ослабление льда
на реках
Тезисы на заседании Правительства
по подготовке к паводковому периоду
выступления
на заседании
Министра Правительства
24 января 2023 г. 9.00ч.
Құрметті Әлихан Асханұлы, әріптестер!
● Министерство по чрезвычайным ситуациям уделяет особое внимание защите населенных пунктов от паводков.
Как всем известно, этот природный процесс необратим и требует постоянного принятия превентивных мер.
Анализируя величину запасов воды в снеге, осеннего увлажнения почвы, глубину ее промерзания, а также учитывая наличие ледяной корки под снегом, паводкоопасные регионы нами разделены по степеням риска.
К регионам с высокими рисками относятся Акмолинская, Актюбинская, Алматинская, Атырауская, Восточно-Казахстанская, Жамбылская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Костанайская, Северо-Казахстанская, Туркестанская области и области Абай, Жетысу.
Со средними рисками область Улытау
и Павлодарская область.
● На сегодняшний день в зоне риска подтопления остаются 255 населенных пунктов, а это более 127-ми тысяч домов и свыше 700 тысяч граждан.
Итоги анализа прохождения паводка прошлого года показали, что основными причинами подтоплений послужили зарастание и заиление русел рек, отсутствие дренажно-арычных систем, строительство домов
в водоохранных полосах.
В Акмолинской области в г. Кокшетау не в полном объеме проведена очистка русла реки Кылшакты
и увеличение ее пропускной способности под автомобильным мостом.
В Западно-Казахстанской области не очищено русло реки Шиели в пределах села Шалгын, где в прошлом году вода вышла из берегов.
Справочно: Подтоплению домов в селе Шалгын Западно-Казахстанской области кроме прихода талых вод с полей, способствовало зарастание деревьями, кустарником, камышом русла реки Шиели, где образовался ледово-грязевой затор,
в результате чего она вышла из берегов.
Не решен вопрос финансирования укрепления берега реки Нура в районе села Р.Кошкарбаева Акмолинской области. В паводок ежегодно разрушается берег, вода подходит к домам. В текущем году срок действия ПСД завершается.
Прошлой весной в Туркестанской и Мангистауской областях подтоплению населенных пунктов способствовало отсутствие либо недостаточная пропускная способность арычно-ливневых систем.
Однако, акиматом Мангистауской области
для исключения повторения ситуации до сих пор
не приняты действенные меры.
Справочно: В Мангистауской области инженерные-противопаводковые работы не запланированы. В Туркестанской области проведены работы по очистке 122 км арыков в населенных пунктах Ордабасинского, Жетысайского, Мактаральского, Келеского и Казыгуртского районов.
В городах Астана и Алматы, Алматинской, Абайской, Атырауской и Западно-Казахстанской областей арычно-дренажные системы также не справляются с обильными осадками.
Еще одной проблемой в паводковый период является переливы и разрушения дорог, что ведет к перебоям движения транспорта и изоляции отдельных населенных пунктов.
На сегодня по республике насчитывается 482 участка автомобильных и свыше шестисот участков железных дорог, подверженных затоплениям.
Следует отметить, ежегодно из-за переливов дороги затрудняется сообщение с поселком Ныгман
в Карагандинской области.
Однако, акиматом области данный вопрос ежегодно оставляется без должного внимания. При этом, жители зная об этом, самостоятельно и заблаговременно готовят запасы продуктов и лекарств.
Аналогичная ситуация постоянно складывается в районе села Ягодное Акмолинской области.
В этой связи, Министерству индустрии
и инфраструктурного развития совместно с местными исполнительными органами при проектировании и ремонте автомобильных дорог, необходимо предусмотреть создание новых или повысить пропускную способность действующих водопропускных сооружений.
● На местах не на должном уровне решается вопрос перевода земель водоохранных полос в земли водного фонда.
Имеются факты строительства объектов
на водоохранных полосах, что уже предопределяет
их подверженность к подтоплениям.
К примеру, весной прошлого года были подтоплены подвалы трехэтажных домов в г.Караганда (57 квартир), расположенные в водоохранной зоне.
Справочно: Дома были построены в водоохранной полосе, так как местными исполнительными органами не проводилась работа по переводу земель водоохранными полосы в земли водного фонда. Для их защиты от подтопления проведена очистка русла реки Букпа и установлены габионы длинной 300 м, из местного бюджета выделено и затрачено 10,07 млн. тенге.
По состоянию на конец 2022 года, местными исполнительными органами определены водоохранные зоны и полосы для 436 рек и 126 озер.
Согласно требований статей 125 и 145-1 Водного кодекса запрещено строительство новых и эксплуатация зданий, построенных позже 1 июля 2009 года.
Согласно требований статьи 58 Закона «О гражданской защите» не подлежит возмещению ущерб таким незаконно построенным домам и объектам в водоохранных полосах.
До настоящего времени не завершено строительство 2-х стоквартирных домов в городе Атбасар Акмолинской области (реализация 79%), что позволит переселить из водоохранных полос 200 семей из города и 5 населенных пунктов области.
По республике в водоохранных полосах находятся 309 населенных пунктов, более 40 тыс. домов, в которых проживают более 160 тыс. жителей.
● Вызывает особое опасение состояние гидротехнических сооружений.
Где необходимо уделить внимание вопросам создания свободных объемов в водохранилищах. Без этого невозможно регулировать безопасный уровень рек.
По нашим данным в стране насчитывается 1 806 сооружений, из них 471 требуют ремонта (в республиканской собственности – 94, коммунальной – 327, частной - 44 и бесхозяйных - 6), наибольшее количество из которых размещаются
в Карагандинской - 160, 93 в Восточно-Казахстанской,
56 в Актюбинской и 41 в Алматинской областях. Оценка технического состояния сооружений затруднена из-за отсутствия анализа состояния и результатов работы госорганов и частных владельцев по их ремонту, а также ежегодными изменениями Министерством экологии их числа.
Для примера в начале 2022 года их было 1823.
Министерством экологии не завершена реконструкция, поврежденного в 2021 году Капчагайского водохранилища в Туркестанской области, которое в весенний период может мгновенно наполниться и разрушиться, где в опасной зоне расположено 7 населенных пунктов (Казата, Танатар, Шаян, Жамбыл, Шыбыт, Таскудык) в которых проживает свыше 15 тысяч человек.
Требует решения проблема ремонта плотины №87 на канале имени К.Сатпаева в Павлодарской области, разрушение которой может повлечь подтопление 460 домов в двух населенных пунктах (Шидерты, Шикылдак) и перебои с водоснабжением Астаны и Караганды.
Справочно: по данным Комитета по водным ресурсам (МЭПР) на 1 января 2023 года их количество составило 1 806, из них в республиканской собственности – 536,
в коммунальной – 1011, частной – 239, бесхозяйных – 20.
Требуют ремонта 471 гидротехническое сооружение в Карагандинской (160), Восточно-Казахстанской (93), Актюбинской (56), Алматинской (41), Акмолинской (21), Жамбылской (15), Атырауская (14), Кызылординской (14), Туркестанской (12), Костанайской (12), г. Алматы (9), Западно-Казахстанской (7), область Жетысу (5) Северо-Казахстанской (4), область Абай (3), область Улытау (2), Мангистауской (1) и Павлодарской (1) областях и г. Шымкенте (1).
При этом, Министерством экологии и природных ресурсов учитывается ремонтные работы только республиканских сооружений, коммунальные и частные остаются без внимания на протяжении многих лет.
Об этом свидетельствует проект Комплексного плана развития водной отрасли, в который не вошли мероприятия по ремонту и модернизации коммунальных
и частных гидротехнических сооружений.
В настоящее время сложная ситуация складывается
на Шардаринском водохранилище и Коксарайском контррегуляторе, где от неправильного регулирования воды уже накоплено 4,9 млрд. кубометров воды, что на 2,2 млрд. кубометров больше чем в прошлом году. С 14 января начат сброс в Арнасайское понижение с расходом
300 кубометров в секунду.
Возможная паводковая ситуация осложняется тем,
что ледостав в северных районах Кызылординской области устанавливался при расходах воды порядка 300-400 кубометров в секунду, а увеличенные до 500 кубометров расходы практически не дошли до города Кызылорда,
на момент установки ледяной трубы.
Ситуация также усложняется выпавшим на территории Туркестанской области снегом, (на 12 января 2023 года площадь его покрытия составила 94%). При этом в горах по всей области запасы снега больше нормы на 47-49%. Это приведет
к практически нерегулируемому увеличению сброса талых вод по реке Арысь в Сырдарью и риска подтопления населенных пунктов в низовьях реки Сырдарья.
Акиматом Кызылординской области в целях проведения взрывных работ на реке выделено 10 млн. тенге, 16 января 2023 года объявлен конкурс.
В целях определения риска опасности выхода
из пологов берегов реки Сырдарья, а также проверки готовности системы Гражданской защиты, осуществлен выезд оперативной группой МЧС и МИО.
Одновременно, Министерству экологии направлена рекомендация о создании межведомственной рабочей группы под их руководством, с участием специалистов министерств по ЧС и энергетики, акиматов Кызылординской и Туркестанской областей для контроля за ходом накопления воды в Шардаринском водохранилище
и Коксарайском контррегуляторе.
Хочу отметить, что данная ситуация находится
на контроле у Администрации Президента.
● В целях оперативного реагирования на возможные осложнения паводковой обстановки сформирована группировка сил и средств в количестве свыше 35 тыс. человек, порядка 11 тыс. ед. техники, 12 ед. воздушных судов Казавиаспас, более 650 плавательных средств и свыше 3-х тыс. мотопомп (МИО – 26 562/9 855, МЧС – 4 231/833,
МВД – 3 653/697, НГ – 1 499/76).
Степень готовности регионов к паводкам будет проверена в ходе Республиканского командно-штабного учения «Көктем-2023» со штабом управлением
в г. Караганда.
К 1 февраля и 1 марта РГП «Казгидромет» будет представлен точный прогноз, с учетом которого нами будет скорректирована группировка сил и средств Министерства для своевременной переброски
и при необходимости введены резервные группы.
● Алихан Асханович, хочу доложиться о реализации противопаводковых мероприятий, где в отдельных регионах сохраняется формальный подход к их исполнению. Несмотря на итоги заседаний Правительства (в июне и сентябре 2022г.) акиматами не обеспечена реализация всех мероприятий Дорожной карты, предусмотренных
на 2022 год.
На сегодня, не завершена реализация 41-го мероприятия на 15,6 млрд тенге из 68-ми. Этому способствовало не выделение или несвоевременное выделение средств из местных бюджетов.
В Туркестанской области, несмотря на ежеквартальное внесение на рассмотрение маслихата вопроса выделения средств, они были выделены только
в декабре прошлого года.
В Северо-Казахстанской и Актюбинской областях средства не выделены.
На сегодняшний день не начаты работы
по реализации 22-х мероприятий, из них в Туркестанской области – 19 на 1,9 млрд тенге, в Северо-Казахстанской области – 2 на 65 млн тенге, в Актюбинской области – одно на 277 млн тенге.
Справочно: в Туркестанской области (19):
Противоэрозионные и противопаводковые мероприятия на р.Арысь
в Ордабасинском районе (1 мероприятие);
Спрямление русла и берегоукрепительные работы на р.Келес
в Сарыагашском районе, в ауле Кобек Келесского района (первый и второй этапы), Жуан-тобе, Ушкын (второй этап) Келесского района, на р.Аксу в районе железнодорожного моста в а.Аксукент Сайрамского района, на р.Арысь в районе автодорожного моста в а.Кутарыс Сайрамского района (7);
Возведение правой защитной дамбы на р.Арысь у аула Ынталы Ордабасинского района (1);
Механическая очистка сбросного коллектора в аулах Коралас, Абай Келесского района (2);
Русловыпрямительные и берегоукрепительные работы на р.Келес а.Абай Келесского района, а.Дербисек Сарыагашского района, на подмостовой части р.Келес а.Кошкарата Келесского района (3);
Берегоукрепительные работы на р.Келес в аулах Кокбулак, Жанадауир,
в подмостовой части н.п. «28 Гвардия» Келесского района (3);
Бетонирование каналов «Акбай-Карасу» и «Аламан» в Сайрамском районе (2);
В Северо-Казахстанской области (2):
Разработка проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта аварийного моста через реку Есиль на 769 км. и аварийной водопропускной трубы на 793 км. автодороги республиканского значения М-36 «Екатеринбург - Алматы» и выделение финансовых средств на разработку ПСД по устройству ливневых стоков и арычной системы районов «МЖК» и Юго-Восток с. Бесколь.
В Актюбинской области «Строительство ливневой канализации в с.Бадамша Каргалинского района».
На разных стадиях разработки и согласования находятся ПСД по 13-ти мероприятиям, из них 4-е
в Алматинской области на 1,5 млрд тенге, 8-мь
в г.Шымкент на 724 млн тенге и одно в г.Астана
на 7,7 млрд тенге.
Продолжаются строительно-монтажные работы
по реализации 6-ти мероприятий, из них 2 в г.Астана
и по одному в Актюбинской, Западно-Казахстанской, Кызылординской и Павлодарской областях.
В этой связи акиматами городов Астана
и Шымкент, Западно-Казахстанской, Павлодарской, Туркестанской областей не достигнуты запланированные показатели уровня защиты населения от наводнений, талых и дождевых вод.
При этом по различным причинам не завершены четыре мероприятия 2021 года в Карагандинской (2)
на 1,4 млрд тенге, Кызылординской (1) на 198 млн тенге
и Северо-Казахстанской (1) на 20 млн тенге.
Справочно: в Карагандинской области по 2-м мероприятиям продолжаются строительно-монтажные работы («Реконструкция моста через р.Нура на автодороге областного значения «Новодолинка-Шахан-Молодецкое» км 32+580 Бухар-Жырауского района, «Реконструкция моста через р.Сокур на автодороге областного значения «Новодолинка-Шахан-Молодецкое» км 23+570 Бухар-Жырауского района»).
В Кызылординской области ПСД по проекту «Спрямление русла р. Сырдарьи на участке сельского округа Дуронгар Кармакшинского района» находится
на госэкспертизе.
В СКО ПСД по проекту «Строительство защитной дамбы в с.Тепличное
д/о «Дельта», «Мичуринец» и по ул.Советской с.Прибрежное».
● Игнорирование заблаговременных превентивных мер повлекут за собой выделение дополнительных средств
на ликвидацию последствий паводка.
Только в 2022 году на эти цели затрачено 7,6 млрд тенге, из нихиз местных бюджетов 6,5 млрд и 1,1 млрд. с различных благотворительных фондов, в том числе в г. Алматы – 5,4 млрд. тенге, ЗКО – 1,3 млрд. тенге, Туркестанская – 405,2 млн. тенге, Актюбинская – 340 млн. тенге, Жамбылская – 142,2 млн. тенге, Карагандинская – 7 млн. тенге.
На сегодня говорить о полной готовности
к паводковой ситуации пока не приходится.
Прошедшие в декабре и январе обильные снегопады, когда в течение суток разом в некоторых регионах выпало больше месячной нормы снега и их резкое таяние может привести к подтоплениям улиц и размыву дорог.
С начала текущего года уже имеются факты подтоплений улиц и размыва дорог в Актюбинской
и Алматинской областях.
7 января в селе Копсагай Уилского района Актюбинской области талая и дождевая вода прошла по улицам села и размыла дорогу местного значения.
Справочно: село Копсагай не включено в перечень паводкоопасных населенных пунктов. Причиной размыва дороги послужило недостаточная пропускная способность 2-х водопропускных труб диаметром по 1 метру.
9 января в результате обильного снеготаяния произошло подтопление улиц в 4-х населенных пунктах
в Жамбылском (Узунагаш, Самсы, Кайназар) и Карасайском (Арай) районах Алматинской области.
Силами МЧС совместно с местными исполнительными органами талые воды откачаны.
● Вопрос подготовки к паводковому периоду планируется детально рассмотреть на очередном заседании Межведомственной государственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС (февраль т.г.).
В целях минимизации ущерба от возможных паводков организована совместная работа с местными исполнительными органами.
Свою эффективность показало включение индикатора уровня защиты населения от наводнения талых
и дождевых вод в Планы развития регионов (по инициативе МЧС) и реализация Дорожной карты противопаводковых мероприятий на 2021-2023 годы.
Акиматами в 2022 году в рамках Дорожной карты на сумму более 11 млрд тенге реализовано 41 мероприятие, а Планами развития регионов 416 мероприятий.
Это инженерно-защитные работы (берегоукрепление – 30,6 км, дноуглубление – 6,7 км, спрямление – 6 км, очистка – 27,3 км русел рек)
на наиболее опасных участках русел рек, очистка порядка 1,5 тысяч км. каналов (1480 км) и арыков (95 км), ремонт 40-ка гидротехнических сооружений, строительство 16-ти и ремонт 43-х км. защитных дамб и валов, возведение двух и очистка 26-ти км. ливневой канализаций, установка 105-ти водопропускных труб на автомобильных дорогах и введение в эксплуатацию 51-ой локальной системы оповещения.
Принятые меры позволили снять угрозу с 213-ти населенных пунктов и минимизировать для 580-ти,
где проживает более 550-ти тысяч человек (551 099).
Справочно: общее количество паводкоопасных населенных пунктов – 1 048,
в 2021 году их было 1010.
● Как показал опыт прошлых лет в предотвращении угроз подтопления населенных пунктов большое значение имеет своевременный вывоз снега, наличие водооткачивающих средств и ослабление льда
на реках.
К примеру, в прошлом году акиматом Акмолинской области объем финансирования на вывоз снега увеличен в 1,5 раза, что позволило не допустить подтопление сел Талапкер, Караоткель, Коянды
и Кызылсуат.
Справочно: в зимний период 2021-2022гг. в Целиноградском районе вывезли
193 тыс. м3 снега, что больше на 21 % в сравнении с прошлым годом (2020-2021гг. – 159 тыс. м3).
Оперативно проведенные взрывные работы позволили не допустить подтопления населенных пунктов
в 5 районах Акмолинской области (Атбасарском, Ерейментауском, Сандыктауском, Шортандинском и Целиноградском) и села Красный Яр области Абай, а также снизить ущерб от подтопления в селе Речное области Абай.
Справочно: Весной на 187 участках 39 рек и 2-х озер Акмолинской (Нура, Жабай, Есиль, Жыланды, Калкаман, Карасу, Кунтугуз, Саркырама, Колутон, Аршалы, Кызылсу, Жаныспайка, Талкара, Селеты, Баксук), Восточно-Казахстанской (Иртыш, Черный Иртыш, Курчум, Бухтарма, Уба, Белая Уба), Карагандинской (Нура, Есен, Жарлы, Кундызды,оз. Карасор), Костанайской (Карасу, Кундызды, Тюнтюгур, Улкен-Дамды, Теректы, Аят, Тобол, Сарыозен) и Северо-Казахстанской (Селета, Шарык, Жембапрак, Аканбурлук, Бабыкбурлук, Карасу, оз. Имантау) областей израсходовано 31,51 тонн взрывчатых веществ. Из них для разрушения ледовых заторов взрывные работы проведены на 46 участках рек в Восточно-Казахстанской (Уба, Белая Уба)
и Акмолинской (Акмырза, Карасу, Колутон, Нура, Жабай, Есиль, Жыланды) области.
В этой связи, возникает необходимость в увеличении акиматами финансовых средств на вывоз снега
и ослабление льда.
● Алихан Асханович, хотел бы обратить Ваше внимание на ряд проблем, решение которых поможет снизить угрозу подтопления домов в населенных пунктах.
Первое. Подготовить мосты, инженерные и другие дорожные водопропускные сооружения к пропуску повышенных объемов паводковых и талых вод. Своевременно ликвидировать переливы и угрозу разрушения республиканских транспортных магистралей, дорог областного и районного значения.
Второе. Усилить работу по вывозу снега из дворов
и территорий городских и сельских населенных пунктов, особенно паводкоопасных, а также подготовить арычно-канальные и дренажные системы, русла рек, коммунальные гидротехнические сооружения и защитные дамбы
к пропуску повышенных объемов паводковых и талых вод.
Третье. Во избежание повторения паводковой ситуации прошлых лет, акиматам в первоочередном порядке необходимо выделить финансовые средства
на реализацию противопаводковых мероприятий,
не завершенных в прошлом году и запланированных
до конца текущего года.
Фото - inbusiness.kz