Позиция фракции демократической партии «Ак жол» по Отчету Правительства об исполнении бюджета за 2022 год.
Позиция фракции демократической партии «Ак жол» по Отчету Правительства об исполнении бюджета за 2022 год.
Фракция «Ак жол» не поддерживает Отчёт правительства и к этому есть много причин. Ввиду ограниченности времени, назову пять.
Первая причина - Сомнительные достижения в доходах.
Хотелось бы обратить внимание коллег на два тревожных момента, за счёт которых, в основном, и достигнуто то перевыполнение доходов в бюджет, о которых говорится в Отчёте правительства.
Это – увеличение налогов сразу на 42% и займов на 13%. Что такое рост налоговых поступлений на 42%?
Разве у нас
Позиция фракции демократической партии «Ак жол» по Отчету Правительства об исполнении бюджета за 2022 год.
Фракция «Ак жол» не поддерживает Отчёт правительства и к этому есть много причин. Ввиду ограниченности времени, назову пять.
Первая причина - Сомнительные достижения в доходах.
Хотелось бы обратить внимание коллег на два тревожных момента, за счёт которых, в основном, и достигнуто то перевыполнение доходов в бюджет, о которых говорится в Отчёте правительства.
Это – увеличение налогов сразу на 42% и займов на 13%. Что такое рост налоговых поступлений на 42%?
Разве у нас настолько увеличилось число работающих предприятий? Нет. Или у старых предприятий настолько выросли прибыли? Тоже не верим.
Основная причина – это рост цен на нефть, из-за чего доля добывающих отраслей в поступлениях бюджета выросла до 46%.
Но в то же время, доля обрабатывающей промышленности снизилась до 11%.
Другими причинами роста налоговых поступлений названы увеличение ставок налогов, уменьшение возврата НДС и улучшение налогового администрирования.
К сожалению, предприниматели очень хорошо знают, что скрывается под этими терминами.
Так, в 2022 году органами госдоходов проведено 20 тысяч налоговых проверок, что на 24% больше, чем в предыдущем.
Доначислено налогов на 677 млрд. тенге, что в 2,5 раза больше, чем годом ранее.
Хотя правительство со всех телевизоров докладывает, что сокращает проверки и давление на бизнес. Какое-то странное «сокращение».
С учётом прежней налогооблагаемой базы, налоговики фактически добивают оставшихся предпринимателей, нередко подвергая их двойному налогообложению. Именно об этом фракция «Ак жол» сделала депутатский запрос в прошлую среду, указав, что наша налоговая система скатывается к репрессивной политике. Например, через признание налоговиками сделок недействительными или отмену регистрации, повторным налогам подвергаются уже тысячи предпринимателей, только за два года количество таких фактов выросло в 3 раза.
При такой фискальной политике наполнять бюджет скоро будет просто некому, зато подвергается риску инвестиционная политика и дискредитируется деловой климат.
Самое тревожное, что давлению подвергаются предприятия с рядовой рентабельностью, тогда как сверхприбыльные сектора остаются «неприкасаемыми».
Так, налоговая нагрузка на банки составляет всего лишь от 2 до 5%, при том, что на них работает вся экономика – и государство, и бизнес, и население. Даже в пандемию, когда экономика лежала на боку, у банков доходы только росли.
Их вклад в бюджет (428 млрд т.г) не только меньше вклада отраслей промышленности, строительства или транспорта, но даже меньше профессиональной и научной деятельности (578 млрд тг.). Хотя сравните уровень жизни банкира и сотрудника НИИ.
Также сомнительна отдача от нефтегазового сектора. Так, по крупнейшим месторождениям иностранные инвесторы работают в режиме СРП, и наше Правительство отказывается раскрывать информацию, какую долю от продажи нефти по этим Соглашениям получает Казахстан.
Если бы эти СРП были справедливыми, то инвесторы были бы заинтересованы показать, что хорошего они сделали для нашей страны. Противиться раскрытию информации они будут, только если эти условия заведомо невыгодны для Казахстана.
Но почему-то за национальные интересы здесь в одиночку бьётся ТОО «PSA», а не Правительство.
Относительно «роста доходов» за счёт увеличения займов нужно понимать, что на самом деле это не доходы, а долги.
Темпы роста правительственного долга намного опережают рост ВВП. Так, за год госдолг вырос на 18 процентов. За последние 10 лет внешний долг увеличился в семь раз (2012 год – 3,6 трлн. тенге, 2022 год – 25,3 трлн. тенге). Нагрузка на обслуживание долга увеличилась в 9 раз (с 177,3 млрд. тенге в 2013 году до 1,6 трлн. тенге в 2022 г.).
Как угодно, но фракцию «Ак жол» такой «рост доходов» ничуть не радует.
Вторая причина нашего несогласия с правительством – вольготное отношение к планированию бюджета.
После утверждения республиканского бюджета на 2022 год, производились 8 (!) корректировок бюджета. Причем, 2 корректировки на 162 млрд тенге остались нераспределенными.
Считаем такое пренебрежение к собственным расчётам – полным провалом. За подобное «планирование» в частной компании наёмный менеджмент вылетел бы с работы.
По идее, госслужащие тоже наёмные работники, которым народ доверил распоряжаться его деньгами. Но что-то не слышно, чтобы правительство наказало халтурщиков.
Третья причина – нарастающий ненефтяной дефицит бюджета.
При уточнении республиканского бюджета в 2022 году показатель ненефтяного дефицита был повышен до 9 трлн 342 млрд. тг. вместо утвержденных 7 трлн.тенге
А нарушенный порог дефицита 8,1% обошли, просто подняв до 10,2%.
Это называется «Ловкость рук, и никакого мошенничества».
Напомню, что министерство нацэкономики докладывало Президенту К.Токаеву, что ненефтяной дефицит в 2022 году должен был быть снижен до 5,1%. Но в реальности напротив, произошло увеличение ровно в 2 раза.
И нам предлагают его утвердить и тем самым узаконить.
Четвёртая причина - проедание Национального фонда
Как отмечает Высшая аудиторская палата, средства Национального фонда расходуются вопреки утвержденной концепции, цикличности развития экономики и здравому смыслу.
64% средств, выделенных из НацФонда, правительство направляет на текущие мероприятия − выплату пенсий, пособий и даже содержание осужденных или микрокредитование.
Кроме того, как сообщается, по итогам 2022 года был зафиксирован рекордный убыток от управления Нацфондом в размере 1 трлн 400 млрд тенге.
Как считает ВАП, при таких темпах, активы Нацфонда иссякнут уже к 2030 году.
Фракция «Ак жол» не может одобрить такие подходы.
Пятая причина – паразитарная роль квазигоссектора.
Этот сектор создавался два десятилетия назад для лучшего управления и увеличения доходов государства. За эти годы нацкомпаниям давно пора встать на ноги и приносить прибыль.
Не случайно руководством страны ставилась задача по сокращению госфинансирования и повышению вклада квазигоссектора в бюджет.
Вместо этого, объёмы финансирования квазигоспредприятий выросли на 38% (с 722 млрд до более 1 трлн тенге).
Однако отдача крайне сомнительная.
В 2020 г. было поручение главы государства –направить в бюджет 100% прибыли нацкомпаний. А по факту вышли всего на 12%.
Так, Фонд «Самрук-Казына» в 2022 году от дохода в 1 трлн 600 млрд тг, уплатил дивидендов в бюджет – всего 170 млрд тенге, или 10%.
Понимаете, да? Государство холдингам и нацкомпаниям выделяет 1 трлн, а они возвращают в госбюджет в 6 раз меньше.
Где тут государственные интересы?
Считаю нужным напомнить, что квазигоссектор составляет до 60% экономики. Поэтому без его доходов, Парламент видит толькор часть реальных финансовых потоков, которые формируются за счет государства. Остальными суммами правительство и нацкомпании распоряжаются вне стен парламента, по своему усмотрению. И где же тогда «влиятельный парламент» и «подотчетное правительство»?
Вмешательство государства в экономику, создание 6,5 тысяч квазигоспредприятий, – привело не только к формированию огромного числа нахлебников на шее у общества, но и к неконкурентному давлению на частное предпринимательство, которое не имеет возможности конкурировать с административным и финансовыми ресурсами государства.
*
В своей Политической программе Демпартия «Ак жол» для возвращения к рыночным основам, требует разработать комплексную программу по либерализации национальной экономики.
А также:
● Вернуть под контроль Парламента все государственные финансы, потому что возможности государства определяются бюджетом. Но значительная часть госсредств расходуется вне бюджета и закрыто от общества. Речь о бюджетах и доходах госхолдингов и нацкомпаний. Многие из них десятилетиями паразитируют на государстве, служат инструментом незаконного и бесконтрольного обогащения коррумпированных лиц. Здесь регулярно всплывают “серые” схемы, квазигоссектор формирует огромную долю внешнего долга, при гигантских убытках менеджеры выписывают себе многомиллионные премии и т.д. Поэтому финансы госхолдингов и нацкомпаний – должны включаться в республиканский бюджет и утверждаться Парламентом.
● То же самое касается всех фондов с обязательными взносами - ЕНПФ, Фонда соцмедстрахования и т.д.
● Вся чистая прибыль холдингов и нацкомпаний должна поступать в бюджет. Если через годы после создания госкомпания всё ещё просит деньги у государства – значит, она работает не на государство, а на свой карман.
Например, «Самрук-Казына Өндеу» (бывшая Объединенная химическая компания), по открытым данным, имеет накопленный за 10 лет убыток в 240 млрд тг., и ни в чём себе не отказывает дальше.
И таких квазипредприятий немало.
Так может правильнее поддержать частный бизнес, который будет работать на свои деньги, да ещё платить в бюджет.
● Сегодня Парламент судит о работе Правительства исключительно по освоению бюджета. Но бюджет – это финансовый документ. Между тем, обществу нужен не только финансовый, но и политический документ, показывающий, на какие проблемы направляет свои усилия Правительство, какие конкретные задачи оно перед собой ставит.
До 2007 г. ст.7 Закона «О Правительстве» предусматривала обязанность Правительства защитить в Парламенте Программу своих действий, в которой должны были утверждаться конкретные социально-экономические задачи и обязательства. Потом эту норму тихо убрали и с тех пор Парламент судит о работе Правительства исключительно по освоению бюджета.
Полагаем необходимым восстановить норму, через которую Парламент возложит на Правительство не только финансовую отчётность, но и политическую ответственность за развитие государства. Тем самым будет реализована формула президента К.Токаева о влиятельном Парламенте и подотчётном Правительстве.
Кроме того, в реализацию конституционной реформы и в соответствии с международным опытом, мы требуем наделить Мажилис правом проведения Парламентских расследований по фактам хищений и коррупции, выявляемым Высшей Аудиторской палатой в ходе контроля бюджета.
К сожалению, ничего из этих подходов в Отчёте Правительства не присутствует.
С учетом вышеизложенного, Демпартия «Ак жол» не поддерживает отчёт Правительства об исполнении бюджета
Благодарю за внимание.